[17.01.2009] | [Політика] |
Партія Жириновського розписала сценарій війни у Криму (0) |
[22.02.2009] | [PC Ігри] |
F.E.A.R. 2: Project Origin (2009) RUS (16) |
[17.01.2009] | [Кіно] |
Paramount экранизирует «Шекспира» (0) |
[16.01.2009] | [Освіта] |
Зачем человеку нужно все время учиться? (0) |
[13.05.2009] | [Спорт] |
Головко: Динамо все равно в фаворе (0) |
Якщо вам подобаеться
цей проект то ви можете
розмістити цю кнопку,
тим самим домоможете
проекту.Просто скопіруйте ниже код.
Цели урока:
Образовательная – изучить жанр авторской песни на примере песен В.Высоцкого как уникальное явление русской культуры; раскрыть ее связь с фольклором; научить учащихся понимать замысел песни через ее интертекстуальность;
Развивающая – развить взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных», философских вопросов бытия, на тесную связь русской литературы с социальной проблематикой, на преемственность тем и идей русской литературы разных периодов; межпредметная связь с историей - идеология советского периода.
Воспитывающая – воспитание через песни Высоцкого чувства собственного достоинства, внутренней свободы и независимости, гуманного отношения к людям.
Вступительное слово учителя.
Жанр авторской песни - уникальное явление русской культуры, практически не имеющее аналогов в других культурах. Конечно, поют все народы, но специфика нашего жанра состоит в его словоцентричности, т. е. в особой, акцентированной роли слова, в тесной взаимосвязи с поэтической традицией.
Эта песня как жанр оформилась в 60-х годах 20 века, когда автор стал выступать как яркая творческая индивидуальность. Именно в это период возникла потребность в неформальной песне взамен звучащих по радио бодрых песнопений. Истоки жанра авторской песни теряются где-то в фольклоре: это и дворовая, и блатная песня, и романс, фабричная песня 20-х годов, солдатская песня времен Великой Отечественной войны. По жанру авторская песня - это песня-новелла с острым столкновением идей и характеров, с неожиданным финалом.
Авторы эпиграфов к нашему уроку - В.Высоцкий и Б.Окуджава - замечательные представители этого жанра, их творчество сопутствовало духовной жизни нашего общества и помогало нам осознать себя. Но если Окуджава прежде всего романтик, утонченный, аристократичный, то ирония Высоцкого тяготеет к анекдоту, к бытовой сатире.
Его песни значительно разнообразнее по тематике. Они отражают жизнь криминальной среды и жизнь спорта, это военные и сказочные песни, бытовая сатира и аллегорические рассказы о животных.
Как и всякий талант, Высоцкий отвечал своим появлением потребностям общества и времени. Высоцкий написал портрет эпохи. «Я пишу о нашем времени, в котором есть много юмора и много недостатков», - говорил поэт.
Спортивная жизнь - это часть общественной жизни, именно в ней наиболее ярко, в сжатом виде отражаются противоречия и недостатки жизни всего общества. Поэтому сегодня мы остановимся на спортивном цикле Высоцкого.
Каждая песня Высоцкого - это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Предоставим слово самому поэту, послушаем в его исполнении песню «Я не люблю».
Учащиеся делают вывод о необычайной искренности поэта, о его ненависти к лживой лести, штампованной фразе, непримиримости к бездарности, нечестности, о желании быть с людьми, о невозможности компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности. Он настолько отвергал насилие, что подозрительно относился к людям, накачивающим мышцы: «Мне кажется, что они готовятся кого-то бить. Скорее всего, слабых».
Слушаем «Песню о сентиментальном боксере» в исполнении учеников.
1. что значит апперкот?
2. кто такой рефери?
- Только ли осуждение культа силы звучит здесь по отношению к боксеру Буткееву?
(Мы слышим и сочувствие, сострадание, которое помогает герою подняться к достойной жизни)
Вывод: в этом произведении своеобразно сочетается острый юмор с нравственным призывом, с рассуждениями о добре и зле.
- Узнали ли вы строчку, которая лежит в основе рефрена этой песни?
(Это строка из поэмы В.Маяковского «Хорошо!»)
Учитель: это неудивительно, на формирование художественных принципов Высоцкого оказали влияние культура Серебряного века, футуристическая поэтика.
Мы столкнулись сейчас с явлением, чрезвычайно распространенным в авторской песне, - интертекстуальностью. Этот художественный прием основан на свойстве текста включать в себя другие тексты или отсылать читателя к ним. Нам известны три основных интертекстуальных приема: - цитата, реминисценция, аллюзия.
Задание учащимся: с помощью словаря определить значение этих слов:
Вопросы к учащимся:
- как выдумаете, какой прием здесьиспользован автором? (Реминисценция)
- какова роль подобной переклички с русской классикой? (а Маяковский к 60-ым гг. XX века уже считался классиком), такого пародийного переосмысления поэтических формул?
(В результате использования литературных источников в современной действительности выявлены и злободневные противоречия, и отражение вечных законов бытия)
Учитель: в своем творчестве Высоцкий выступает гениальным и очень русским философом, выразившим, как никто, менталитет русского народа, показавшим, что сделала из русского человека Советская власть.
Как мы видели, Высоцкий в песнях использует книжную лексику.
Вопрос к учащимся: с лексикой какого стиля сочетается книжная лексика?
(Со словами разговорного стиля)
Задание: найдите в тексте примеры просторечных выражений.
Учитель: Высоцкий умеет говорить на разных языках, и в результате рождается двуголосье, диалогичное слово, сочетающее высокое и низкое, патетическое и ироничное.
Уже в этой песне мы видели одну из основных особенностей творчества Высоцкого - семантическую двуплановость его стихов, наличие «второго дна», подтекста в песне. Наиболее ярко эта черта отразилась в песнях о спорте, которые иногда называют «политическими». И это неудивительно, т.к. в странах, лишенных свободы слова, любая метафора, сравнение, шутка ассоциируется с политикой.
Слушаем песню «Бег иноходца»
Беседа с учащимися:
- какой второй, тайный смысл содержится в песне, повествующей о конских бегах?
(Он содержится уже в названии «иноходец» - иной, другой, не такой. Герой живет и действует не как все и только таким путем может прийти к общей цели.)
Учитель: в этой песне осмысливается поэтом собственная судьба и творчество, поэтому строки из этой песни вынесены в качестве эпиграфа к уроку.
- как вы их понимаете?
Высоцкий восстает не против Советской власти, не против политической системы. Он никогда не был диссидентом, антисоветчиком, он всегда был не только русским, но и советским патриотом. Он восстает против того, что эта власть лишает его свободы творчества, независимости поведения и мышления. Но, несмотря на лояльность Высоцкого к существовавшему строю, власть всячески пыталась затруднить доступ стихов и песен Высоцкого к читателям.
При его жизни было опубликовано лишь одно его стихотворение в альманахе 1975 года «День поэзии». Первый сборник его стихов «Нерв» появился в 1981 году, после смерти поэта. Свою первую и единственную награду он получил посмертно в 1987 году - Государственную премию СССР за создание образа Жеглова и авторское исполнение песен в телефильме «Место встречи изменить нельзя». При Советской власти очень нелегко жилось «иноходцам».
Юмористический характер следующих песен Высоцкого о спорте не отменяет их философского содержания, их политического подтекста.
Слушаем «Песню про прыгуна в высоту».
Беседа с учащимися:
- какая мысль объединяет эту песню и предыдущую - «Бег иноходца»?
(Герой этой песни, как и герой предыдущей, не такой, как все: у всех «толчковая левая», а у него «толчковая правая». И так же, как к герою песни «Бег иноходца», удача и победа приходят к нему как награда за упорство, волю, терпение.)
- что придает этой песне именно политическую окраску?
(Не случайно у героя «толчковая правая». Ибо единственной идеологией социалистического общества была коммунистическая, коммунисты - левые. (Вспомним «Левый марш» В.Маяковского - «кто там шагает правой - левой, левой, левой!») А герой песни шагает именно правой!)
Учитель: мы помним, что язык стихов Высоцкого обладает двуголосием, в нем сочетаются разные лексические пласты.
Задание учащимся: найдите книжные заимствования и просторечную лексику в этом стихотворении, выявляющие как злободневные противоречия действительности, так и вечные законы бытия.
Учащиеся работают с текстом.
Вопрос к учащимся:
- какой вневременной, не сиюминутный закон жизни формулирует Высоцкий в своей песне?
(Лишь мгновение ты наверху-
И стремительно падаешь вниз.Но я все-таки был наверху-
И меня не спихнуть с высоты!)
Учитель: и как в жизни, где высокое рядом с низким, серьезное рядом со смешным, эти романтические, возвышенные строки сочетаются с приземленными, ироничными, бытовыми (предпоследняя строфа)
Насквозь иронична, окрашена в комические тона «Песня про прыгуна в длину», но не скрывается ли очередная злободневная проблема за внешним юмористическим колоритом песни?
Вопрос к учащимся:
- какая метафора имеет политический оттенок?
(Это ограничительная черта, которую не приемлет герой песни. Может быть, речь идет о закрытости тогдашнего советского общества, о непроницаемости границ, о запрете контактов с иностранцами, о невозможности свободного выезда за границу?)
Учитель: Слушаем «Песню про метателя молота»
Я думаю, что в данной песне политический подтекст уже и не назовешь подтекстом, он стал собственно текстом.
Вопрос к учащимся: о каком же молоте идет речь и какое выражает автор желание? А уж чем оно объясняется, надеюсь, вам помогли понять предыдущие песни спортивного цикла.
(Серп и молот были изображены на гербе СССР. Может быть, желание бросить молот как можно дальше характеризует отношение героя к невозможности выехать из страны, свободно перемещаться по миру?)
Учитель: но что же мы все говорим и спорим, удобно устроившись за партами! Не пора ли размяться, заняться спортивной гимнастикой?
Звучит песня «Утренняя гимнастика» Учащиеся повторяют за «тренером» (в его роли выступает один из них) упражнения.
Вопрос к учащимся: какая строфа этой песни, внешне вполне безобидная, воспринималась в то время Советской властью как оскорбительный намек на дутые цифры планов, показуху и преувеличение собственных достижений?
Не страшны дурные вести,
Начинаем бег на месте,
В выигрыше даже начинающий!
Красота – среди бегущих
Первых нет и отстающих:
Бег на месте общепримиряющий!
Эта песня подводит черту юмористическим песням о спорте, прозвучавшим сегодня на уроке. Теперь поговорим о серьезном и важном без улыбки. Вспомните эпиграф: «Вместе с ним посмеемся и вместе поплачем».
Цирковое искусство близко спортивному. Со спортивной арены перенесемся на цирковую. Слушаем песню «Натянутый канат»- программное произведение Высоцкого, самый яркий его творческий взлет.
Вопросы к учащимся:
- как вы поняли стихотворение, о каком канатоходце идет речь?
(Речь идет о человеке, шагающем не в ногу с остальными, послушными, о риске, которому он при этом подвергается.)
Стихотворение автобиографично. Себя видит поэт в образе канатоходца. Это песня о смелости, которой требовала каждая его песня, он знал, чем рискует, опережая время. Он выбрал свой путь в искусстве - путь абсолютной честности - и свернуть с него он уже не может.
Вопрос к учащимся: как же в этой связи понимать концовку стихотворения:.. «и сегодня другой без страховки идет»?
(Тем, что Высоцкий шел, ничего не боясь и не оглядываясь, он поддерживал многих, его творчество давало силы другим быть такими же бескомпромиссными в борьбе с ложью, насилием, предательством.)
Вопрос к учащимся: обратите внимание на то, чем по языку это стихотворение отличается от предыдущих? Чем это объяснить?
(В этом стихотворении отсутствует слова просторечного, разговорного стиля. Видимо, это подчеркивает серьезность темы и идеи стихотворения. Высоцкий уже не старается надеть маску персонажа, скрыться за чьим-то образом: все, что он говорит, очень личное, и говорит Высоцкий своим голосом.)
Учитель: Сейчас мы послушаем песню о занятии, тоже близком спорту, как и цирк, написанную Высоцким в 1968 году во время съемок кинофильма «Хозяин тайги». Валерий Золотухин назвал этот период творчества Высоцкого его болдинской осенью. А вот слова другого современника Высоцкого: «Володя терпеть не мог охотников. Он говорил мне об одном нашем общем приятеле: «Такой хороший парень, а убивает…Давай уговорим его, чтоб не убивал»..
Слушаем песню «Охота на волков»
Вопрос к учащимся: как вы поняли: на кого идет охота и кто эти охотники?
(Охота идет на инакомыслящих со стороны идеологов власти. Стихотворение отражает конфликт Высоцкого с бездушной социальной системой, догматической тоталитарной идеологией. Высоцкий как человек и поэт был частью той литературы, что несла читателям подлинные ценности, была и противоядием, и противодействием, и нравственной опорой.)
Вопросы к учащимся:
- как бы вы определили интонацию заключительных строк: «Я из повиновения вышел!»?
(Это интонация торжества. Высоцкий верит, что «силу подлости и злобы одолеет дух добра» (Б.Пастернак)
- В каких изученных нами произведениях речь шла о преследовании человека, погоне за человеком, вся вина которого лишь в том, что он «не наш»?
(А.Блок «Двенадцать», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», стихи А.Ахматовой, стихотворение Б.Пастернака «Нобелевская премия» и др.)
Учитель: Эти писатели и поэты тоже в какой-то степени предшественники Высоцкого. А еще Есенин. Уже упомянутый нами Пастернак говорил о Есенине: «Он в жизни был улыбчивый «королевич-кудрявич», но когда начинал читать, становилось понятно - этот зарезать может». Вспомнивший эти слова поэт А.Вознесенский продолжал: «Когда пел Высоцкий, было ясно, что он может не зарезать, а зарезаться». Но близость двух поэтов заключается не только в манере чтения, накале чувств, истовости исповеди. Они близки друг другу общностью судьбы, глубиной конфликта с системой, тем, что оба были «иноходцами», каждый в свое время.
Домашнее задание
Задание: сравнить стихотворение «Охота на волков» и стихотворение Есенина, которое первоначально называлось «Волчья гибель», а теперь - «Мир таинственный, мир мой древний».
Подведение итогов урока
Учитель: в заключение предлагаю вам задуматься над тем, что несла поэзия Высоцкого читателю и слушателю.
Учащиеся делятся свои мыслями и чувствами, рожденными песнями В.Высоцкого.
Учитель подводит итог размышлениям учеников.
- Поэзия Высоцкого давала людям не рецепты и рекомендации, а чувство внутренней свободы, заряд духовной энергии, а это и является признаком настоящего искусства. От своих слушателей Высоцкий также ждал смелости и самостоятельности:
…не надо за мной,
Колея эта - только моя,
Выбирайтесь своей колеей!
Опыт Высоцкого заставляет задуматься о том, зачем писать. Затем, чтобы сказать свое решительное да и нет жизни, чтобы находить человека в человеке, чтобы проделанная поэтом работа духа вечно продолжалась в читателе.
Дар Высоцкого – это дар нам, и мы приняли его с благодарностью и наслаждением, не обделив людей следующего времени, которым предстоит еще получить этот долгий подарок, этот привет от наших дней.
При подготовке урока использованы материалы мемориального альманаха-антологии «В.Высоцкий: Все не так» (Издательство «Вахазар», 1991 год)
Автор также выражает благодарность за помощь Тиматкову Алексею Вячеславовичу, аспиранту Литературного института им. Горького.
Всього коментарів: 0 | |