Розважальний сайт

Вітаю Вас Гость | RSS
Главная Контакты Карта сайта

Скрыть рекламный блок

Силки

Авторизация



Чат

Опрос

Оцените мой сайт


Допомога

Якщо вам подобаеться
цей проект то ви можете
розмістити цю кнопку,
тим самим домоможете
проекту.Просто скопіруйте ниже код.

Популярные тэги

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0



» Зарег. на сайте
Всего: 93
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 0
Проверенных: 3
Обычных юзеров: 89
» Из них
Парней: 56
Девушек: 37


Анализ веб сайта

Поэзия Владимира Высоцкого Конспект урока литературы (11-й класс) - Сценарии проведения уроков - Сценарії - Каталог файлов - Поздоровлення та привітання на все случаи жизни!
Будьласка натисніть нижще наведену картинку та силку.Зараніє Дякую!




АвторАвтор: Гость | ДатаДата: 10.05.2024 · Викачати видалено ()

Цели урока:

 

Образовательная – изучить жанр авторской песни на   примере песен В.Высоцкого как уникальное явление русской культуры;   раскрыть ее связь с фольклором; научить учащихся понимать замысел   песни через ее интертекстуальность;

 

Развивающая – развить взгляд на русскую литературу   как на литературу «вечных», философских вопросов бытия, на тесную   связь русской литературы с социальной проблематикой, на преемственность   тем и идей русской литературы разных периодов; межпредметная связь   с историей - идеология советского периода.

 

Воспитывающая воспитание через песни   Высоцкого чувства собственного достоинства, внутренней свободы и независимости,   гуманного отношения к людям.

 

Вступительное слово учителя.

 

Жанр авторской песни - уникальное явление русской культуры, практически   не имеющее аналогов в других культурах. Конечно, поют все народы,   но специфика нашего жанра состоит в его словоцентричности,   т. е. в особой, акцентированной роли слова, в тесной взаимосвязи с   поэтической традицией.

 

Эта песня как жанр оформилась в 60-х годах 20 века, когда автор   стал выступать как яркая творческая индивидуальность. Именно в это   период возникла потребность в неформальной песне взамен звучащих по   радио бодрых песнопений. Истоки жанра авторской песни теряются где-то   в фольклоре: это и дворовая, и блатная песня, и романс, фабричная   песня 20-х годов, солдатская песня времен Великой Отечественной войны.   По жанру авторская песня - это песня-новелла с острым столкновением   идей и характеров, с неожиданным финалом.

 

Авторы эпиграфов к нашему уроку - В.Высоцкий и Б.Окуджава - замечательные   представители этого жанра, их творчество сопутствовало духовной жизни   нашего общества и помогало нам осознать себя. Но если Окуджава прежде   всего романтик, утонченный, аристократичный, то ирония Высоцкого тяготеет   к анекдоту, к бытовой сатире.

 

Его песни значительно разнообразнее по тематике. Они отражают жизнь   криминальной среды и жизнь спорта, это военные и сказочные песни,   бытовая сатира и аллегорические рассказы о животных.

 

Как и всякий талант, Высоцкий отвечал своим появлением потребностям   общества и времени. Высоцкий написал портрет эпохи. «Я пишу о нашем   времени, в котором есть много юмора и много недостатков», - говорил   поэт.

 

Спортивная жизнь - это часть общественной жизни, именно в ней наиболее   ярко, в сжатом виде отражаются противоречия и недостатки жизни всего   общества. Поэтому сегодня мы остановимся на спортивном цикле Высоцкого.

 

Каждая песня Высоцкого - это моноспектакль, в котором Высоцкий    был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.

 

Предоставим слово самому поэту, послушаем в его исполнении песню   «Я не люблю».

 

Учащиеся делают вывод о необычайной искренности поэта,   о его ненависти к лживой лести, штампованной фразе, непримиримости   к бездарности, нечестности, о желании быть с людьми, о невозможности   компромисса со злом, ложью, насилием, которое так  глубоко коренится   в окружающей действительности. Он настолько отвергал насилие, что   подозрительно относился к людям, накачивающим мышцы: «Мне кажется,   что они готовятся кого-то бить. Скорее всего, слабых».

 

Слушаем  «Песню о сентиментальном боксере» в исполнении учеников.

 

 
Словарная работа:
 

 

1. что значит  апперкот?
 
2. кто такой рефери?

 

 
Беседа с учащимися:
 

 
- Как Вы поняли основную идею песни?
  (Нельзя рассчитывать на силу как на главный аргумент в жизненных спорах,   победителем часто оказывается не тот, кто сильнее и напористее, а   тот, кто «не бьет», кто добр, терпелив и мягок.)
 

- Только ли осуждение культа силы звучит здесь по отношению к боксеру   Буткееву?
  (Мы слышим и сочувствие, сострадание, которое помогает герою подняться   к достойной жизни)

 

Вывод: в этом произведении своеобразно сочетается   острый юмор с нравственным призывом, с рассуждениями о добре и зле.

 

- Узнали ли вы строчку, которая лежит в основе рефрена этой песни?
  (Это строка из поэмы В.Маяковского «Хорошо!»)

 

Учитель: это неудивительно, на формирование художественных   принципов Высоцкого оказали влияние культура Серебряного века, футуристическая   поэтика.

 

Мы столкнулись сейчас с явлением, чрезвычайно распространенным в   авторской песне, - интертекстуальностью. Этот художественный   прием основан на свойстве текста включать в себя другие тексты или   отсылать читателя к ним. Нам известны три основных интертекстуальных   приема: - цитата, реминисценция, аллюзия.

 

Задание учащимся: с помощью словаря определить значение   этих слов:

 
     
  •   
          цитата (Точная,   дословная выдержка из какого-нибудь текста-источника)
     
  •  
  •   
          реминисценция   (Видоизмененное, но узнаваемое заимствование)
     
  •  
  •   
          аллюзия (Намек   на другой текст, событие явление, лицо, которое должно быть известно   читателю).
     
  •  
 

Вопросы к учащимся:

 

- как выдумаете, какой прием здесьиспользован автором? (Реминисценция)

 

- какова роль подобной переклички с русской классикой? (а Маяковский   к 60-ым гг. XX века уже считался классиком), такого пародийного переосмысления   поэтических формул?
  (В результате использования литературных источников в современной   действительности выявлены и злободневные противоречия, и отражение   вечных законов бытия)

 

Учитель: в своем творчестве Высоцкий выступает гениальным   и очень русским философом, выразившим, как никто, менталитет русского   народа, показавшим, что сделала из русского человека Советская власть.

 

Как мы видели, Высоцкий в песнях использует книжную лексику.

 

Вопрос к учащимся: с лексикой какого стиля сочетается   книжная лексика?
  (Со словами разговорного стиля)

 

Задание: найдите в тексте примеры просторечных выражений.

 

Учитель: Высоцкий умеет говорить на разных языках,   и в результате рождается двуголосье, диалогичное слово, сочетающее   высокое и низкое, патетическое и ироничное.

 

Уже в этой песне мы видели одну из основных особенностей творчества   Высоцкого - семантическую двуплановость его стихов, наличие «второго   дна», подтекста в песне. Наиболее ярко эта черта отразилась в песнях   о спорте, которые иногда называют «политическими». И это неудивительно,   т.к. в странах, лишенных свободы слова, любая метафора, сравнение,   шутка ассоциируется с политикой.

 

Слушаем песню «Бег иноходца»

 

Беседа с учащимися:

 

- какой второй, тайный смысл содержится в песне, повествующей о   конских  бегах?
  (Он содержится уже в названии «иноходец» - иной, другой, не такой.   Герой живет и действует не как все и только таким путем может прийти   к общей цели.)

 

Учитель: в этой песне осмысливается поэтом собственная   судьба и творчество, поэтому строки из этой песни вынесены в качестве   эпиграфа к уроку.

 

- как вы их понимаете?

 

Высоцкий восстает не против Советской власти, не против политической   системы. Он никогда не был диссидентом, антисоветчиком, он всегда   был не только русским, но и советским патриотом. Он восстает против   того, что эта власть лишает его свободы творчества, независимости   поведения и мышления. Но, несмотря на лояльность Высоцкого к существовавшему   строю, власть всячески пыталась затруднить доступ стихов и песен Высоцкого   к читателям.

 

При его жизни было опубликовано лишь одно его стихотворение в альманахе   1975 года «День поэзии». Первый сборник его стихов «Нерв» появился   в 1981 году, после смерти поэта. Свою первую и единственную награду   он получил посмертно в 1987 году - Государственную премию СССР за   создание образа Жеглова и авторское исполнение песен в телефильме   «Место встречи изменить нельзя». При Советской власти очень нелегко   жилось «иноходцам».

 

Юмористический характер следующих песен Высоцкого о спорте не отменяет   их философского содержания, их политического подтекста.

 

Слушаем «Песню про прыгуна в высоту».

 

Беседа с учащимися:

 

- какая мысль объединяет эту песню и предыдущую - «Бег иноходца»?
  (Герой этой песни, как и герой предыдущей, не такой, как все: у всех   «толчковая левая», а у него «толчковая правая». И так же, как  к герою   песни «Бег иноходца», удача и победа приходят к нему как награда за   упорство, волю, терпение.)

 

- что придает этой песне именно политическую окраску?
  (Не случайно у героя «толчковая правая». Ибо единственной идеологией   социалистического общества была коммунистическая, коммунисты - левые.   (Вспомним «Левый марш» В.Маяковского - «кто там шагает правой - левой,   левой, левой!») А герой песни шагает именно правой!)

 

Учитель: мы помним, что язык стихов Высоцкого обладает   двуголосием, в нем сочетаются разные лексические пласты.

 

Задание учащимся: найдите книжные заимствования и   просторечную лексику в этом стихотворении, выявляющие как злободневные   противоречия действительности, так и вечные законы бытия.

 

Учащиеся работают с текстом.

 

Вопрос к учащимся:

 

- какой вневременной, не сиюминутный закон жизни формулирует Высоцкий   в своей песне?

 
  
  

(Лишь мгновение ты наверху-
  И стремительно падаешь вниз.

 

Но я все-таки был наверху-
 
И меня не спихнуть с высоты!)

 
 
 

Учитель: и как в жизни, где высокое рядом с низким,   серьезное рядом со смешным, эти романтические, возвышенные строки   сочетаются  с приземленными, ироничными, бытовыми (предпоследняя строфа)

 

Насквозь иронична, окрашена в комические тона «Песня про прыгуна   в длину», но не скрывается ли очередная злободневная проблема за внешним   юмористическим колоритом  песни?

 

Вопрос к учащимся:

 

- какая метафора имеет политический оттенок?
  (Это ограничительная черта, которую не приемлет герой песни. Может   быть, речь идет о закрытости тогдашнего советского общества, о непроницаемости   границ, о запрете контактов с иностранцами, о невозможности свободного   выезда за границу?)

 

Учитель: Слушаем «Песню про метателя молота»

 

Я думаю, что в данной песне политический подтекст уже и не назовешь   подтекстом, он стал собственно текстом.

 

Вопрос к учащимся: о каком же молоте идет речь и какое   выражает автор желание? А уж чем оно объясняется, надеюсь, вам помогли   понять предыдущие песни спортивного цикла.
  (Серп и молот были изображены на гербе СССР. Может быть, желание бросить   молот как можно дальше характеризует отношение героя к невозможности   выехать из страны, свободно перемещаться по миру?)

 

Учитель: но что же мы все говорим и спорим, удобно   устроившись за партами! Не пора ли размяться, заняться спортивной   гимнастикой?

 

Звучит песня «Утренняя гимнастика» Учащиеся повторяют за «тренером»   (в его роли выступает один из них) упражнения.

 

Вопрос к учащимся: какая строфа этой песни, внешне   вполне безобидная, воспринималась в то время Советской властью как   оскорбительный намек на дутые цифры планов, показуху и преувеличение   собственных достижений?

 
  
  

Не страшны дурные вести,
 
Начинаем бег на месте,
 
В выигрыше даже начинающий!
 
Красота – среди бегущих
 
Первых нет и отстающих:
 
Бег на месте общепримиряющий!

 
 
 

Эта песня подводит черту юмористическим песням о спорте, прозвучавшим   сегодня на уроке. Теперь поговорим о серьезном и важном без улыбки.   Вспомните эпиграф: «Вместе с ним посмеемся и вместе поплачем».

 

Цирковое искусство близко спортивному. Со спортивной арены перенесемся   на цирковую. Слушаем песню «Натянутый канат»- программное произведение   Высоцкого, самый яркий его творческий взлет.

 

Вопросы к учащимся:

 

- как вы поняли стихотворение, о каком канатоходце идет речь?
  (Речь идет о человеке, шагающем не в ногу с остальными, послушными,   о риске, которому он при этом подвергается.)

 

Стихотворение автобиографично. Себя видит поэт в образе канатоходца.   Это песня о смелости, которой требовала каждая его песня, он знал,   чем рискует, опережая время. Он выбрал свой путь в искусстве - путь   абсолютной честности - и свернуть с него он уже не может.

 

Вопрос к учащимся: как же в этой связи понимать концовку   стихотворения:.. «и сегодня другой без страховки идет»?

 

(Тем, что Высоцкий шел, ничего не боясь и не оглядываясь, он поддерживал   многих, его творчество давало силы другим быть такими же бескомпромиссными   в борьбе с ложью, насилием, предательством.)

 

Вопрос к учащимся: обратите внимание на то, чем по   языку это стихотворение отличается от предыдущих? Чем это объяснить?

 

(В этом стихотворении отсутствует слова просторечного, разговорного   стиля. Видимо, это подчеркивает серьезность темы и идеи стихотворения.   Высоцкий уже не старается надеть маску персонажа, скрыться за чьим-то   образом: все, что он говорит, очень личное, и говорит Высоцкий своим   голосом.)

 

Учитель: Сейчас мы  послушаем песню о занятии, тоже   близком спорту, как и цирк, написанную Высоцким в 1968 году во время   съемок кинофильма «Хозяин тайги». Валерий Золотухин назвал этот период   творчества  Высоцкого его болдинской осенью. А вот слова другого современника   Высоцкого: «Володя терпеть не мог охотников. Он говорил мне об одном   нашем общем приятеле: «Такой хороший парень, а убивает…Давай уговорим   его, чтоб не убивал»..

 

Слушаем песню «Охота на волков»

 

Вопрос к учащимся: как вы поняли: на кого идет охота   и кто эти охотники?
  (Охота идет на инакомыслящих со стороны идеологов власти. Стихотворение   отражает конфликт Высоцкого с бездушной социальной системой, догматической   тоталитарной идеологией. Высоцкий как человек и поэт был частью той   литературы, что несла читателям подлинные ценности, была и противоядием,   и противодействием, и нравственной опорой.)

 

Вопросы к учащимся:

 

- как бы вы определили интонацию заключительных строк: «Я из повиновения   вышел!»?
  (Это интонация торжества. Высоцкий верит, что «силу подлости и злобы   одолеет дух добра» (Б.Пастернак)

 

- В каких изученных нами произведениях речь шла о преследовании человека,   погоне за человеком, вся вина которого лишь в том, что он «не наш»?
  (А.Блок «Двенадцать», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», стихи А.Ахматовой,   стихотворение Б.Пастернака «Нобелевская премия» и др.)

 

Учитель: Эти писатели и поэты тоже в какой-то степени   предшественники Высоцкого. А еще Есенин. Уже упомянутый нами Пастернак   говорил о Есенине: «Он в жизни был улыбчивый «королевич-кудрявич»,   но когда начинал читать, становилось понятно - этот зарезать может».   Вспомнивший эти слова поэт А.Вознесенский продолжал: «Когда пел Высоцкий,   было ясно, что  он может не зарезать, а зарезаться». Но близость двух   поэтов заключается не только в манере чтения, накале чувств, истовости   исповеди. Они близки друг другу общностью судьбы, глубиной конфликта   с системой, тем, что оба были «иноходцами», каждый в свое время.

 

Домашнее задание

 

Задание: сравнить стихотворение «Охота на волков» и   стихотворение Есенина, которое первоначально называлось «Волчья гибель»,   а теперь - «Мир таинственный, мир мой древний».

 

Подведение итогов урока

 

Учитель: в заключение предлагаю вам задуматься над   тем, что несла поэзия Высоцкого читателю и слушателю.

 

Учащиеся делятся свои мыслями и чувствами, рожденными песнями   В.Высоцкого.

 

Учитель подводит итог размышлениям учеников.

 

- Поэзия Высоцкого давала людям не рецепты и рекомендации, а   чувство внутренней свободы, заряд духовной энергии,   а это и является признаком настоящего искусства. От своих слушателей   Высоцкий также ждал смелости и самостоятельности:

 
  
  

…не надо за мной,
 
Колея эта - только моя,
 
Выбирайтесь своей колеей!

 
 
 

Опыт Высоцкого заставляет задуматься о том, зачем писать.   Затем, чтобы сказать свое решительное да и нет жизни,   чтобы находить человека в человеке, чтобы проделанная поэтом работа   духа вечно продолжалась в читателе.

 

Дар Высоцкого – это дар нам, и мы приняли его с благодарностью и   наслаждением, не обделив людей следующего времени, которым предстоит   еще получить этот долгий подарок, этот привет от наших дней.

 
  

При подготовке урока использованы материалы мемориального альманаха-антологии   «В.Высоцкий: Все не так» (Издательство «Вахазар», 1991 год)

 

Автор также выражает благодарность за помощь Тиматкову Алексею   Вячеславовичу, аспиранту Литературного института им. Горького.

Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Украинская Баннерная Сеть
    .::Все материалы размещенные на сайте пренадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.Администрация ответственности за содержание материала не несет и убытки не возмещает. По истечении 24 часов материал должен быть удален с вашего компьютера.Незаконная реализация карается законами РФ и Украины: "Об авторском и смежном праве". При копировании материала, ссылка на сайт обязательна!::.