Семь главных слабостей должностного лица
Тот, кто встает вечером из-за стола с ощущением, что ничего не успел сделать, хотя весь день работал, обязан подвергнуть себя строгой самокритике и понять, что работу свою организовал неправильно. Вероятно, никто не может сказать, что ему удается использовать свой рабочий день оптимальным образом (хотя не всегда мы повинны в этом). Неожиданные визиты, телефонные звонки и разговоры поглощают значительную часть рабочего времени. Но было бы неразумно валить все на других. Чтобы повысить производительность своего управленческого труда, надо прежде всего понять, что многое зависит от нас самих.
Даже самые высококвалифицированные руководители, заслуженно пользующиеся прекрасной репутацией, часто подвержены одной из семи главных слабостей руководителя (а порой и всем сразу).
Слабость первая: перенос решения на завтра
Это самая распространенная слабость, и огромная кипа бумаг на вашем столе — ее первый признак. Главная причина такой ситуации — слабость характера руководителя. Чтобы побороть ее, нужно честно признаться самому себе в этом недостатке. Необходимо решать любую проблему сразу, не откладывая ее на потом. Самое трудное — начать, преодолев страх перед безотлагательным решением. Как правило, мы прибегаем к оттягиванию решения в случае, если стоящие перед нами задачи, проблемы или цели довольно туманны, если у нас нет ясного и четкого представления о том, чего же мы, собственно, хотим добиться.
Слабость вторая: выполнение работы наполовину
Быть до предела занятым и работать творчески — не одно и то же. Человек может заниматься множеством дел, но решать лишь малую их часть. С точки зрения повседневной производительности труда и охраны собственной нервной системы намного полезнее ограничиться окончательным решением только нескольких проблем, чем одновременно начинать множество дел: их все равно не удастся довести до конца. Не решенные до конца проблемы тяжким грузом ложатся на нашу психику, тогда как каждое законченное дело дарит нам чувство морального удовлетворения и свободы.
Слабость третья: стремление сделать все сразу
Одновременное решение нескольких проблем — самый верный путь к неврозам. Советуем всегда помнить об этом.
Многие из нас привыкли громоздить на своем столе целую груду папок с бумагами. Эти папки постоянно перед глазами, а в результате мысли наши все время скачут с одной проблемы на другую. Большинство людей может интенсивно заниматься решением только одной проблемы. Поэтому переходить к новой задаче можно только, полностью решив предыдущую или хотя бы получив ясное представление о характере ее решения.
Слабость четвертая: стремление сделать все самому
Очень часто руководящие работники тратят время и силы на выполнение работы, которую они вполне могли бы поручить своим подчиненным. Из-за этого неизбежно затягивается решение проблем, требующих компетентности самого руководителя.
Управление и руководство — это функции, которые никоим образом нельзя совместить со стремлением сделать все лично. Задача руководителя состоит не в том, чтобы загрузить себя работой, а в том, чтобы планировать, направлять и контролировать работу других. Он обязан создать такие условия, чтобы в его группе, отделе или фирме сотрудники работали наиболее эффективно. Он лишь направляет и контролирует ход запланированных работ.
Слабость пятая: убеждение, что вы знаете все лучше всех
Для большой фирмы обычное дело — передача выполнения некоторых редко выполняемых операций мелким специализированным фирмам-субподрядчикам. Увы, многие руководители не осознают, что часто оказываются в роли "субподрядчиков", когда им приходится решать некоторые специализированные управленческие задачи. Вместо того чтобы поручить это специалистам, способным решить задачу куда быстрее и лучше, они стремятся сделать все сами, веря в свое превосходство или боясь уронить собственный авторитет.
Отбросьте ложный стыд, не бойтесь уронить свой авторитет, и если перед вами встанет такого рода проблема, — обратитесь к специалистам.
Слабость шестая: неумение разграничить функции
Отсутствие четкого разграничения задач, ответственности и служебных функций очень часто подводит организацию. В результате не только затрудняется решение многих проблем, но и возникает ненужное личное соперничество —"кто более влиятелен?" С одной стороны, руководящие работники всеми силами отбиваются от вмешательства извне, а с другой — сами вмешиваются в чужие дела. Чтобы избежать подобных недостатков, нужно заранее четко определить задания, обязанности, информационные каналы и степень ответственности каждого.
Слабость седьмая и последняя: попытки свалить вину на других
К сожалению, многие руководители часто занимаются делами совершенно бесполезными и абсолютно излишними. Типичный пример — перекладывание вины на других в случае неудачи. Ценная энергия в этом случае направляется в прошлое, хотя исправить уже ничего нельзя. Куда полезнее вместо ненужных раздумий было бы нацелить свою деятельность в будущее, т. е. на то, что необходимо сделать незамедлительно.
Если вы руководитель, ваша задача — не искать козла отпущения, а установить объективные причины возникшей ситуации.