Основатель и почетный президент Национального университета Киево-Могилянская академия Вячеслав Брюховецкий отвечая на вопросы читателей Корреспондент.net рассказал о главной проблеме образования в Украине, будущем президенте страны и наперсточниках в политике.
Ярый сторонник государственного языка, 61-летний ученый принципиально отвечал на вопросы читателей сайта Корреспондент.net на украинском, зная, что его слова Корреспондент опубликует в переводе.
- Не хотели бы Вы стать министром образования, и какие бы были Ваши первые шаги [на этом посту]? Артем Штефаныч, Киев
- Нет, я бы не хотел быть министром образования и науки. Чтобы что-то серьезное сделать в реформировании образования, нужно лет пять-семь. Ни один министр у нас не располагает таким количеством времени для работы. Поэтому и результатов нет. .
А что бы я посоветовал министру образования сделать в первую очередь - это повысить уровень преподавания в средней школе математики и естественных наук, а в высшей - провести хотя бы пару пилотных проектов относительно автономии университетов и внедрения вступительного тестирования. .
- В чем основные преимущества и проблемы Могилянки? Довольны ли Вы уровнем студентов в последнее время? Дмитрий Корнийчук, бывший студент НаУКМА, Киев
- Преимущества Могилянки в том, что нам удалось создать дух свободы и интеллектуальное напряжение во всех сферах жизни университета. Проблемы - безразличие государства к инновационным идеям Могилянки. И слабая материально-техническая и социальная инфраструктура, которую нам придется развивать самостоятельно, почти без финансовой помощи правительства.
- Среди ведущих высших учебных заведений мира украинских нет. Вы видите, каким образом можно радикально повысить у нас качество образования? Святослав Павлюк, Киев
- Это так, если говорить о рейтингах университетов. Но многих выпускников украинских университетов высоко ценят в мире. Значит, у нас сильный потенциал. Проблема же в первую очередь заключается в организации образования и н ауки в Украине. Мы до сих пор пользуемся схемой, выстроенной в СССР. Точнее, не схемой, а стеной - между наукой и образованием. Во всем мире наука создается в университетах. У нас же существует Академия наук, консервативное образование коммунистического пошиба по методам управления и удержания власти, которое практически ни в чем не изменилось еще с советских времен, и система образования, в которой научные исследования проводятся при случае. А это влияет на уровень как преподавателей, так и студентов. .
- Почему в Киево-Могилянской академии преподавателям платят меньше, чем, к примеру, в Национальном университете имени Шевченко? Из-за зарплат вы теряете кадры. Диана Вертель, Киев
- Этот вопрос нужно поставить руководству государства, которое почему-то считает неравноправными профессуру разных университетов. Мы делаем все, чтобы повышать зарплаты наших преподавателей. Например, помимо просто доплат и премий начиная с прошлого учебного года мы ввели систему научных грантов с целью поощрения исследовательской деятельности в разных отраслях, и соответственно - материального стимулирования. Есть, конечно, прямолинейный путь решения проблемы - набрать побольше контрактников, заочников, которых для прикрытия назвать дистанционщиками, и т. п. Но мы на это никогда не пойдем, поскольку в первую очередь ценим уровень наших студентов. Контрактников у нас всего процентов 25, а заочную продажу дипломов не считаем образованием.
- Интересно узнать Ваше мнение по поводу внешнего тестирования для старшеклассников. Светлана Короб, Харьков
- Мое отношение к внешнему тестированию однозначно позитивное. И, кстати, НаУКМА всегда учитывал результаты ВНО [внешней независимой оценки]. . Как бы Минобразования ни побуждало, даже поощряло абитуриентов подавать против нас судебные иски, реально зацепиться было не за что. Не удастся и в этом году, хотя свое тестирование (которое направлено на выявление способностей молодого человека) мы проведем снова - как дополнительное к ВНО. Потому как нет ничего хуже высокомерия самовлюбленных дилетантов.
Во всем мире уже давно ведутся дискуссии о плюсах и минусах стандартизированного тестирования, а наш министр даже слушать об этом не хочет, обзывая все это софистикой. Стать рабом идеи только потому, что она твоя, а не истинная, это путь в никуда. Необходим поиск оптимального отбора студентов в каждый университет. .
- Не считаете ли Вы, что сегодня лучшим выходом для Украины из политического кризиса были бы выборы президента? Елена Барышникова, Днепропетровск
- Наилучшим выходом из кризиса должно стать выполнение всеми, а особенно народными депутатами, действующих законов, а также ежедневная профессиональная работа всех ветвей власти, а не раскладывание избирательных пасьянсов. Вернее, это даже не пасьянсы, а шулерство наперсточников, связанное, как вы понимаете, с деньгами. А будущий президент Украины еще только подрастает и набирается профессионального, государственно созидательного, политического и жизненного опыта.
- В какой вуз и в какой стране Вы посоветовали бы поступать Вашим внукам? Виктор Удовиченко, Полтава
- Мои дети учились не в Киево-Могилянской академии. Старшая дочь Оксана - выпускница отделения книжной графики Академии искусств. А младшая Ольга - философского факультета университета им. Т. Шевченко. Оля окончила школу, когда уже функционировала возрожденная Киево-Могилянская академия, и я надеялся, что она будет поступать к нам. Однако ее выбор оказался другим и для меня несколько неожиданным. Лишь через год она мне его объяснила: "Папа, я знаю, что в академии интереснее. Но я не хочу, чтобы на меня показывали пальцем - вон, мол, пошла дочь ректора...". Я надеюсь, что и мои внуки будут уметь принимать самостоятельные решения.